Image

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
ПОСТУПАЮЩИХ В ДЕТСКУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ.

Возрастные требования к поступающим.
Приёмные испытания в музыкальной школе начинаются с определения возраста поступающего ребёнка. Предполагается, что обучение на разных музыкальных инструментах целесообразно начинать в раннем же возрасте. Это положение обусловлено, прежде всего, спецификой инструментов. Например, приём детей в класс вокала, скрипки или фортепиано возможен с 6-8 лет, в то время как возраст для начала обучения игре на медных духовых инструментах, гитаре, казахских нар. инструментах может колебаться от 9 до 12 лет в зависимости от физических данных ребенка.
При 5-летнем курсе обучения (духовые, народные инструменты) ученики начинают заниматься с 10—11 лет, то есть с четвертого класса общеобразовательной школы. Сегодня всё чаще практикуется обучение детей на блок-флейте с 6—7 лет с последующим переводом их на другие духовые инструменты. Это разумное начинание способствует тому, что 10-11-летние ребята, начинающие играть на кларнете, трубе или саксофоне уже имеют необходимые знания в области сольфеджио, элементарной теории музыки и владеют основами игры на духовом инструменте. К приемным испытаниям при поступлении в ДМШ не должны допускаться дети, у которых имеются ясно выраженные внешние признаки профессиональной непригодности. При приеме на духовые инструменты обязательно обращают внимание на осанку, прикус, зубы, губы, а так же на отсутствие хронических заболеваний дыхательных путей.

При поступлении в класс фортепиано, вокала, народных, ударных инструментов каких-либо особых требований к физическому состоянию ребёнка не предъявляется. В данном случае в ходе приёмных испытаний делается акцент на эмоционально-художественную составляющую.
А вот 3-5-леток, скорее всего, прослушивать не станут, даже если вы будете настаивать на их абсолютном слухе. Специалисты считают, что в этом возрасте оценить реальные музыкальные возможности детей еще нельзя. К тому же, даже в подготовительном классе музыкальной школы, куда зачисляют самых младших, требуется усидчивость: один лишь урок сольфеджио продолжается около часа, и в течение этого времени дети сидят в классах, слушают учителя, а в качестве домашнего задания в нотных тетрадях аккуратно прописывают бемоли, диезы и нотный стан. Так что таким малышам еще предложат подрасти и вернуться года через два.


Требования Приемной комиссии.
Прием в ГККП «Детская музыкальная школа №10», осуществляется в соответствии с годовым планом приема, составляемым и утверждаемым школой на основе контрольных цифр, устанавливаемых школьной тарификацией и утверждаемой Управлением образования г.Алматы. Правом поступления в школу пользуются граждане Республики Казахстан. Иностранные граждане, проживающие на территории Республики Казахстан, принимаются в школу на общих основаниях.

Прием учащихся в музыкальную школу производится по заявлению родителей на конкурсной основе. Для поступления в музыкальную школу проводится проверка музыкальных способностей ребенка. Порядок и сроки проведения приемных прослушиваний, требования к поступающим определяются Уставом школы, утверждаются Педагогическим советом школы.

Приемные экзамены проводятся в августе. Приемная комиссия, регламент ее работы назначаются и определяются приказом директора школы.

Для проведения приема в школу на новый учебный год директор школы издает приказ о создании Приемной комиссии, в которую назначаются заведующие отделений. Назначается председатель и секретарь приемной комиссии для ведения документации.

Работу Приемной комиссии возглавляет директор школы либо его заместитель.
Заблаговременно создается график работы Приемной комиссии, которая работает в определенные дни приемных испытаний.
Для поступления в ДМШ №10 родители поступающего ребенка заполняют бланк заявления на имя директора школы по установленной форме. В заявлении также указывается отделение или инструмент, на который поступает ребенок.

Прием заявлений от родителей осуществляет дежурный преподаватель, который назначается приказом директора школы. При приеме заявлений от родителей назначается дата прослушивания (тестирования) данного ребенка. В указанное время в часы работы Приемной комиссии проходит музыкальное тестирование ребенка, где выявляются его музыкальные данные, которые оцениваются по 5 (пятибалльной) системе.

На вступительных экзаменах у ребенка проверяют музыкальные, данные: слух, чувство ритма, музыкальную память и т.д. По результатам прослушивания члены Приемной комиссии, определяют поступающих в подготовительный или 1 класс (согласно Типовым учебным планам… утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 29.12.2011г. №543 п.2 пп.4 «для подготовки к основному курсу обучения дети в возрасте от 5 до 10 лет могут обучаться в подготовительных группах детских музыкальных школ…») и могут предложить для обучения иное отделение или инструмент, чем тот, что указан в заявлении.

Общие экзаменационные требования к поступающим:
Традиционные приемные испытания в музыкальную школу имеют своей целью определение музыкальных способностей детей. Следуя традиционной методике, ребёнку, поступающему в ДМШ, предлагается выполнить некоторые задания для определения степени пригодности поступающего к обучению музыке: повторить голосом данные ему на рояле отдельные звуки или мелодии, спеть песню и отстучать заданную ритмическую фигуру. Предполагается, что после выполнения этих заданий приёмная комиссия может сделать вывод об уровне музыкальных способностей поступающего.

Так, например, ребёнку предлагают спеть песню, которую он знает. Если он спел песню правильно, интонационно чисто, это говорит о наличии у него музыкального слуха. Однако опытный педагог знает, что неточно спетая песня не всегда означает отсутствие музыкального слуха. Ребёнок мог заучить песню неправильно, если, например, слышал её в фальшивом исполнении. Возможно, так же, что ребёнок просто не может воспроизвести голосом то, что звучит у него внутри просто из-за отсутствия вокальных навыков. Получается, что приёмная комиссия предлагает ему сделать то, чего он делать не умеет, чему он хотел бы научиться в музыкальной школе.

Следующее традиционное задание поступающему – повторить голосом звуки, сыгранные на фортепиано. Для повторения голосом ребенку вначале дают звуки, расположенные на расстоянии широких интервалов (терции, кварты, квинты), постепенно уменьшая их до размера тона и полутона (большие и малые секунды). Замечено, что ненатренированному слуху легче различать звуки, расположенные друг от друга на более широком расстоянии. Поэтому если ребенок свободно интонирует голосом звуки на расстоянии полутона, значит, он обладает хорошим звуковысотным слухом. Однако бывают случаи, когда дети не владеют голосом из-за хрипоты, несмыкания связок, мутации (у мальчиков). Тогда можно предложить испытуемому послушать и запомнить сыгранный на фортепиано звук, а затем найти его на клавиатуре. Но и в первом и во втором случае ребёнку гораздо легче справиться с заданием, если экзаменующий его педагог сам напевает звуки. Это помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя более свободно и значительно полнее проявить свои музыкальные данные.

Нередко, для проверки гармонического слуха ребёнку предлагают определить, сколько звуков он слышит в одновременно исполненном на фортепиано созвучии — интервале или аккорде, а затем повторить их голосом поочерёдно. Этот способ может быть применен лишь к детям с очень хорошим слухом и не считается обязательным при приёме в детскую музыкальную школу.
Для определения музыкальной памяти ребёнку играется на фортепиано небольшая мелодическая фраза. Мелодия должна быть проста, гармонически устойчива и объёмом не более двух тактов. От поступающего требуется запомнить и воспроизвести её голосом. Учитывая возраст кандидатов, 6-7 лет, не всегда дети успешно справляются с таким заданием, но могут уверенно прочитать довольно объёмные стихотворения, что так же говорит о возможностях памяти. И уже задача педагога развить именно музыкальную память.
Для определения ритмических способностей ребенка, ему дают послушать несложную, но ритмически яркую фразу и просят воспроизвести ее музыкальный ритм, хлопая в ладоши. Это же задание можно выполнить и без исполнения мелодии на фортепиано, а хлопая в ладоши или постукивая карандашом по столу сначала педагогом, а затем поступающим ребёнком несложных ритмических фигур. Хотя многие педагоги отдают предпочтение именно проигрыванию ритмически выразительной музыкальной фразы, так как приемной комиссии желательно выявить у ребенка наличие не чувства ритма вообще, а чувство музыкального ритма.


Требования для поступающих в подготовительный или 1 класс
без музыкальной подготовки
Каждому ребенку, поступающему без музыкальной подготовки необходимо:
— подготовить дома и спеть комиссии любую песенку без аккомпанемента
— повторить голосом мелодию, предложенную преподавателем:
— повторить ритм, предложенный преподавателем
— рассказать выразительно стихотворение.
На вступительном прослушивании комиссия оценивает:
— чистоту интонации в исполняемой песне;
— музыкально-слуховые данные: точное повторение предложенной мелодии
— чувство ритма: точное повторение ритмического рисунка, предложенного педагогом;
— музыкальная память: точное повторение мелодии и ритмического рисунка после первого проигрывания
— выразительное осмысление текста.


Требования для поступающих в 1 класс
после подготовительного отделения с музыкальным инструментом.
Поступающий в 1 класс должен исполнить уверенно программу наизусть в заданном темпе, с точной ритмической организацией, штриховой определенностью.
Комиссией оценивается:
— Грамотная постановка исполнительского аппарата начальной стадии обучения.
— Правильная посадка, постановка.
— Артикуляция (работа пальцев).
— Выразительное исполнение, осмысленная фразировка.
— динамика.


При поступлении ребенка по переводу из другой школы:
Чтоб пройти вступительный экзамен, необходимо предоставить переводные документы: индивидуальный план. На экзамене ребенок должен исполнить программу:
Отделение фортепиано – этюд, полифония, пьеса или крупная форма;
Отделение скрипки – пьеса и крупная форма;
Отделение вокала – две разнохарактерные песни;
Отделение народных инструментов – гамма и пьеса;
Отделение духовых инструментов — две разнохарактерные пьесы;
Отделение гитары — две разнохарактерные пьесы.

По сольфеджио: устный диктант для младших классов, письменный диктант для старших классов, чтение с листа, интонационные упражнения, слуховой анализ интервалов, аккордов в пределах программы по сольфеджио для учеников ДМШ.

Учащиеся зачисляются в школу при наличии свободного места в соответствующий уровню показанных знаний и навыков класс.

Представленные требования приемных испытаний, безусловно, могут несколько видоизменяться с учетом индивидуальных особенностей и степени подготовки детей, поступающих в детскую музыкальную школу.
После окончания приемных испытаний Приемная комиссия собирается на заседание, где проходит предварительное зачисление учащихся, рекомендованных к обучению в школе.

Зачисление учащихся в музыкальную школу производится приказом по учебной части на основании решения приемной комиссии, регистрации учащихся с 26 по 31 августа.

При поступлении в музыкальную школу учащиеся помимо заявления о приеме предоставляют
1. медицинскую справку о состоянии здоровья и об отсутствии противопоказаний для занятий в учреждении дополнительного образования, выданную медицинским учреждением,
2. копию свидетельства о рождении.
3. фотографию 3*4;
4. скоросшиватель, файл.
Родители учащихся (законные представители) заключают договор с администрацией школы о предоставлений школой образовательных услуг в сфере дополнительного образования. Учащиеся, не предоставившие документы в учебную часть школы до 10 сентября учебного года, автоматически отчисляются.
Работа Приемной комиссии оформляется в специальных книгах приемных испытаний в соответствии с отделами и хранится в Учебной части.

Дети, сдавшие приемные экзамены в школу, но не прошедшие по конкурсу, являются кандидатами. В случае неявки ребенка, рекомендованного к зачислению в подготовительный, 1 класс, кандидаты зачисляются в школу в порядке, указанном в списке рекомендованных, т.е. по баллам.

©Все права защищены.